(31 марта 1909 г. – 15 февраля 1971 г.)
Аэропорт Васьково – базовый аэропорт АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» носит имя И.И. Черевичного
Иван Иванович Черевичный – полярный летчик, герой Советского Союза. Один из самых выдающихся летчиков, олицетворяющий собою целую эпоху в жизни отечественной полярной авиации.
Детство и юность
Летное образование и служба в армии
1930-е годы. Пилот полярной авиации Главсевморпути
1940-41 гг. Экспедиция к «Полюсу недоступности»
Великая Отечественная война. Секретный перелет в США
Высокоширотные экспедиции «Север»
1949 г. Звание Героя Советского Союза
1950-е годы. Работа в Антарктиде
Государственные награды и увековечение памяти.
Родился 31 марта 1909 года в селе Голта Херсонской губернии в семье рабочего-железнодорожника. С детства мечтал стать пилотом, впечатлившись полетом аэроплана над селом и его посадкой в степи. В 1926 г. окончил семилетнюю школу. В 1926-28 гг. работал землекопом на строительстве Первомайской ГЭС.
В Красной Армии с декабря 1928 г. В 1929 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1929–1930 гг. обучался в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков.
В 1931 г. окончил Московскую школу лётчиков ОСОАВИАХИМА. В 1933-34 гг. – летчик-инструктор Центральной летной школы ОСОАВИАХИМА в Тушино. Служил летчиком-инструктором в Пермской объединенной военной школе летчиков и авиатехников.
После героического спасения челюскинцев в марте 1934 г. И.И. Черевичный попросил о своем переводе в Главное управление Северного морского пути. С апреля 1934 г. работал пилотом в Полярной авиации.
Участвовал в исследовании новых воздушных трасс в Сибири, ледовой разведке в Карском море и море Лаптевых, проводке судов по Северному морскому пути. В 1938 г. участвовал в снятии экспедиции И.Д. Папанина с дрейфующей станции «Северный полюс-1»
Одним из важнейших достижений И.И. Черевичного стала посадка на Полюсе относительной недоступности в апреле 1941 г.
Долгие годы в Арктике оставалось много неизученных районов, важнейшим из которых являлся Полюс относительной недоступности – условно равноудаленный от любой суши район в Северном Ледовитом океане, площадью около 3 млн. кв. км., окруженный ледяной пустыней и ранее не наблюдавшейся ни с моря, ни с воздуха. «Полюс недоступности» расположен почти в центре Арктики в 1500 км от о.Врангеля.
Подготовка к сложнейшей экспедиции заняла два года и включала отработку методики полетов, определение маршрута и мест посадки. Только в 1939 г. И.И. Черевичный налетал 300 часов, покрыв расстояние в 60 тыс. км в сложнейших условиях северных широт, а в 1940 г. – совершил 27 ледовых разведок и преодолел свыше 70 тыс. км.
В 1940 г. И.И. Черевичный совершил полет вдоль всей трассы Севморпути. В одном из вылетов он провел в воздухе 23 часа без посадки и приблизился к краю «Полюса недоступности». Наличие льдин, пригодных для посадки, предопределило проведение экспедиции к «Полюсу».
В апреле-мае 1941 г. И.И. Черевичный инициировал и возглавил воздушную экспедицию в Центральную Арктику на самолёте «СССР Н-169», в район «Полюса недоступности», с тремя посадками на дрейфующие льды. Это было первое в истории применение метода комплексного изучения Арктического бассейна с помощью тяжелого, специально оборудованного самолета-обсерватории.
26 марта 1941 г. экипаж Черевичного стартовал с о.Врангеля к «Полюсу недоступности», но спустя 36 минут выявилась неполадка одного из двигателей. И.И. Черевичный принял решение совершить посадку в чрезвычайно сложных условиях, и после ремонта экспедиция продолжилась. Всего экипажем «Н-169» было сделано три посадки 3, 13 и 23 апреля в различных точках «Полюса недоступности». За 144 лётных часа самолёт И.И.Черевичного покрыл расстояние в 26000 км. По оценкам О.Ю.Шмидта и И.Д.Папанина это была победа, соизмеримая с покорением Северного полюса.
Экипаж и ученые провели в общей сложности 15 дней в дрейфующих льдах и получили большой объем важной информации о рельефе океанского дна, провели ценные метеорологические наблюдения. По завершению экспедиции 15 мая 1941 г. И.И. Черевичный был представлен к званию Героя Советского Союза, однако начало Великой Отечественной войны не позволило оценить научную и общественную значимость полета, а награждение было отложено.
И.И. Черевичный – участник Великой Отечественной войны.
В августе 1941 г. совершил уникальный перелет из Москвы в Америку через Аляску в Сиэтл с группой советских специалистов для заключения договора и подготовки к переброске американского вооружения по ленд-лизу.
Чтобы исключить риск атаки на самолет, И.И. Черевичный настоял на изменении первоначального маршрута через Великобританию и Шпицберген на гораздо более сложный 65-часовой маршрут по арктической трассе на восток с перелетом через Аляску и Канаду (Ном – Кадьяк – Ситка – Сиэтл). Перелет прошел успешно, и в США советских пилотов встретили как национальных героев.
В дальнейшем участвовал в боевых действиях на севере, занимался проводкой во льдах судов, спасением полярников с уничтоженных фашистами полярных станций и потопленных судов.
Так, в 1942 г. по Северному морскому пути впервые в истории советского Военно-Морского Флота из Владивостока на Северный морской театр за одну навигацию прошел отряд боевых кораблей. В ходе этой операции эскадренные миноносцы и сопровождавшие их ледоколы вошли в сплошное ледяное поле, начав героическую борьбу с ледяной стихией Арктики. Преодолению ими ледяных полей активно способствовала полярная авиация. И.И. Черевичный проявил высокое мастерство в поиске свободных проходов во льдах, чтобы высвободить корабли из ледового плена.
В послевоенный период начался новый этап советских исследований Арктики с помощью полярной авиации. В 1948 г. была организована и проведена Высокоширотная воздушная экспедиция «Север-2» под руководством начальника Главсевморпути А.А.Кузнецова.
Работы были организованы «методом прыгающих групп», когда самолеты с научной группой и приборами совершают посадку на дрейфующую льдину в намеченной точке, выполняют комплекс наблюдений, а затем перебазируются («перепрыгивают») на следующую точку. Впервые наблюдения и научные исследования океанографов, гидрологов, геофизиков, аэрологов могли проводиться одновременно в разных точках Арктики.
В авиационную часть программы экспедиции входило изучение особенностей полетов над океаном, методов аэронавигации и надежности оборудования, отработка способов выбора с воздуха посадочных площадок на дрейфующем льду и постройки ледовых аэродромов. Ученые выполнили широкомасштабные исследования дрейфа ледовых полей, распределения скорости океанических течений, особенностей радиосвязи.
Для доставки ученых к месту работы использовались шесть самолетов ЛИ-2, четыре ИЛ-12 и один ПЕ-8. Часть самолетов были превращены в летающие лаборатории. Высадка на дрейфующий лед подвижных групп требовала от полярных летчиков высокого мастерства. Чтобы облегчить работу авиации во льдах, были созданы промежуточные базы горючего.
22 апреля 1948 г. И.И. Черевичный посадил свой самолет на Северном полюсе. Экипаж подобрал ровную, толщиной около полутора метров льдину и подготовил на ней полосу. Самолет Черевичного улетел, а оставшиеся исследователи «прыгающего» отряда и летчики, установив полусферические палатки для жилья и работы, основали научную станцию.
Весной 1949 года в ходе Высокоширотной воздушной экспедиции «Север-4» Черевичный, Котов, Титлов, Задков и другие полярные асы высаживали ученых на лед уже в 30-ти точках.
Экспедиции «Север» стали логическим завершением отважных полетов отряда Черевичного на Полюс относительной недоступности в 1941 г. Итоги этих двух экспедиций высоко оценила Родина – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 г. за многолетнюю работу в полярной авиации, мужество и героизм И.И. Черевичному присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В 1955-1957 годах И.И. Черевичный – командир авиационного отряда Первой советской антарктической экспедиции под руководством Героя Советского Союза М.М.Сомова.
Работа в Антарктиде существенно отличалась от работы в Арктике (другие высоты полетов, разреженный воздух и более низкие температуры, достигающие –72 градусов на поверхности земли). За работу в Антарктиде награжден орденом Ленина. Написал книгу «В небе Антарктиды» (1963 г.)
И.И. Черевичный – герой Советского Союза (награжден в 1949 г., но также был представлен к награде в 1941 и 1957 гг.), награждён тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени (20.11.1943), 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями.
Скончался 15 февраля 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
И.И. Черевичный совершил многочисленные полеты в Арктику через Архангельскую область, в связи с чем Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2021 года аэропорту Васьково в Приморском районе Архангельской области присвоено его имя.
Вклад И.И. Черевичного в освоение Арктики до сих пор служит нашей стране.